«Реализация
Программы «Рухани Жаңғыру»
Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают
пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана,
ценностных ориентирах нашего общества о национальной безопасности страны, корни
которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении
подрастающего поколения.
На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная
система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и
государства в целом. Именно поэтому развитие воспитания в системе образования
Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из самых
приоритетных направлений.
Социологические исследования показывают, что в
сознании учащейся молодежи увеличиваются новые позитивные тренды - престижность
образования, экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;
традиционными жизненными ценностями школьников остаются семья, друзья,
здоровье, материальное благополучие, интересная работа, карьерный рост. Вместе
с тем, наблюдается противоречие между осознанием необходимости национального
воспитания и недостаточным уровнем формирования гражданской позиции, чувства
патриотизма, национального достоинства у детей и молодёжи.
Социальный заказ государства на воспитание человека
образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и
межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу
страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан
Н.А. Назарбаева.
В 2017 году Президент Н. Назарбаев объявил о начале
третьего этапа модернизации Казахстана - Рухани жаңғыру - модернизация
общественного сознания. "Первое условие модернизации нового типа – это
сохранение своей культуры, собственного национального кода. "-
Н.Назарбаев.
В программе «Рухани жаңғыру» выделено несколько
направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого
казахстанца.
Конкурентоспособность
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в
целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а
не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому
любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств,
достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие
факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная
открытость.
Прагматизм
На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки
предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных
ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.
Сохранение
национальной идентичности
Само понятие духовной модернизации предполагает
изменения в национальном сознании. Национальные традиции и обычаи, язык и
музыка, литература – одним словом, национальный дух, должны оставаться всегда.
Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в
глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом.
Культ знания
Каждый казахстанец должен понимать, что образование -
самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи
образование должно стоять первым номером.
Эволюционное,
а не революционное развитие Казахстана
Серьезное переосмысление того, что происходит в мире,
– это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны
провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система
образования.
Открытость
сознания
Открытость сознания – это готовность к переменам,
способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Открытость и
восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не
своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.
Программа «Рухани Жаңғыру» реализуется через 6
спецпроектов, и 4 Подпрограммы. 4 проектных офиса реализуют подпрограммы
Спецпроекта «Туған жер»: - «Тәрбие және білім» (МОН РК), «Атамекен» (МДРиГО РК
– Министерство по делам религий и гражданского общества РК), «Рухани қазына»
(МКиС РК – Министерство Культуры и спорта РК), «Ақпарат толқыны» (МИК РК –
Министерство информации и коммуникаций РК)
Реализуя Программу «Рухани Жаңғыру» по направлению
«Тәрбие және білім» данную работу планируется проводить в двух направлениях:
образовательное и воспитательное.
Задачами подпрограммы являются привлечение к
реализации программы преподавателей, учащихся, родителей, бизнес-структуры,
общественных институтов, планирование, руководство реализацией, мониторинг,
дополнение и завершение подпроектов и мероприятий.
Приоритеты подпрограммы: воспитание здорового
прагматизма и практическое применение знаний в жизни; внедрение проектной
деятельности в образовательный процесс; доступ к мировым знаниям.
В учреждениях образования будут реализовываться 3
базовых проекта Подпрограммы «Тәрбие және білім» - «Өлкетану» - Краеведение;
«Саналы Азамат» - Сознательный гражданин; «Отаным - тағдырым» - Моя Родина –
Моя судьба.
1) Базовый
проект «Өлкетану».
Основное направление это реализация краеведения в
организациях образования, профориентационная работа с обучающимися на базе
краеведческих мероприятий.
Краеведческое образование способствует
духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся и реализуется через
учебные предметы, дисциплины, также различные внеурочные факультативные занятия
и кружковую работу.
Основные задачи Базового проекта:
1. создание условий для краеведческого
образования в организациях образования;
2. повышение качества содержания краеведческого
образования и проводимых краеведческих мероприятий;
3. использование профориентационных
возможностей краеведческой работы с обучающимися.
Показатели результатов:
1. количество организаций общего
среднего, технического и профессионального образования, организующих уроки
краеведения по 2 часа в год по предметам «История», «География» и «Литература»
на базе музеев, организаций культуры и других исторических объектов (за
пределами школы);
2. количество краеведческих кружков и
клубов в организациях образования;
3. количество обучающихся, участвующих
в реализации различных краеведческих проектов.
В рамках реализации Базового проекта планируется
проведение ряда ключевых событий:
1. «Ұлттық қазына». Разработка и
издание книг об истории края;
2. «Алтын адам». Занятия в музеях;
3. «Туған өлке тарихы». Введение в
организациях образования факультативов, спецкурсов, кружков с экскурсиями по
музеям, культурно-историческим местам края;
4. «Өскен өңір». Региональные
интеллектуальные мероприятия на знание истории родного края;
5. «Туған өлке соқпақтары».
Туристско-краеведческие соревнования;
6. «Культурно-генетический код:
история, традиции и обычаи». Съезд историков;
7. «Менің Отаным – Қазақстан».
Ежегодные региональные, республиканские слеты и форумы юных краеведов, туристов
и экологов;
8. «Тарих мұрасы».
Научно-исследовательские гранты для организации этнографических,
археологических и других экспедиций;
9. производство и размещение социальных
имиджевых видеороликов о роли краеведения.
2) Базовый
проект «Отаным-тағдырым» — обеспечение непрерывности и преемственности
воспитания и обучения на всех уровнях системы образования.
Обучающийся — патриот своего отечества.
Основные задачи Базового проекта:
1. усиление роли воспитания,
обеспечение непрерывности и преемственности воспитания и обучения на всех
уровнях системы образования;
2. формирование позитивных моделей
поведения и образа героя современности среди молодежи;
3. популяризация государственных
символов страны, государственной службы, государственных праздников.
Показатели результатов:
1. количество мероприятий патриотического
направления;
2. количество детей и молодежи,
охваченных в мероприятиях патриотического направления;
3. количество видеоматериалов по
патриотическому воспитанию;
4. количество обучающихся, охваченных в
Параде детских и молодежных оркестров и ансамблей.
В рамках реализации Базового проекта планируется
проведение ряда ключевых событий:
1. разработка методики оценки уровня
воспитанности обучающихся, социологический опрос и нулевой срез среди
обучающихся;
2. «Алау». Проведение мероприятий
патриотического направления;
3. «Ұлы дала тұлғалары». Региональные
встречи обучающихся с успешными людьми края;
4. «Қамқоршы». Спонсорское движение;
5. «Жас ұлан». Детские и молодежные
движения;
6. «Мақтанышым – Астанам». Организация
поездок победителей олимпиад, конкурсов, соревнований в Астану;
7. «Туған жер. Туған ел. Туған глобал».
Региональные, республиканские научно-практические конференции, симпозиумы.
3) Базовый
проект «Саналы Азамат»
- профориентационная поддержка обучающихся в процессе
выбора будущей профессии, создание условий для профессионального
самоопределения с учетом требований современного рынка труда. Приобщение
обучающихся к чтению как необходимому инструменту духовного и интеллектуального
развития.
Основные задачи Базового проекта:
1. оказание профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессии;
2. создание условий для
профессионального самоопределения с учетом требований рынка труда;
3. информирование о востребованности
профессий и специальностей на рынке труда и возможностях получения
профессионального образования;
4. определение профессиональной
пригодности обучающихся по выбранной ими профессии.
Показатели результатов:
1. количество школьников, охваченных
мероприятиями по профориентации;
2. количество интегрированных занятий,
проведенных на базе внешкольных организаций, организаций ТиПО и вузов,
организаций культуры и спорта, промышленных, сельско-хозяйственных и других
предприятий;
3. количество обучающихся, охваченных
дополнительным образованием в системах образования, культуры и спорта;
4. количество разработанных
видеоматериалов по организации профориентационной деятельности среди
школьников.
В рамках реализации Базового проекта планируется
проведение ряда ключевых событий:
1. «Бір апта ауылда». Проект для
обучающихся, проживающих в городах;
2. «Бір апта қалада». Проект для
обучающихся, проживающих в сельской местности;
3. «Мерей». Видеоматериалы об успешных
в профессии гражданах;
4. «Шеберлер қалашығы».
Республиканский, региональные фестивали мастеров ремесленного дела;
5. «Алтын қазына». Республиканские,
региональные выставки декоративно-прикладного творчества.
Все образовательные учреждения должны стать движущей
силой модернизации общественного сознания,
Достижения современного образования — это плоды Независимого
Казахстана, сегодня идет активное развитие триязычия, ведется краеведческая
работа, прививаются культурные ценности. Открываются новые страницы истории.
Благодаря политике государства, достигнуто многое, и для того, чтобы войти в
30-ку развитых стран мира, необходимо преумножать духовное богатство.
Президент страны нацеливает нас на сохранение
исторического наследия, осознания целостности, идентичности, нерушимости нашего
государства, которое создали и отстояли наши предки. И сегодня от каждого из
нас требуется вносить посильный вклад в его дальнейшее развитие.