Упражнение «Королевство
внутреннего мира».
Понадобится средство для воспроизведения музыки.
Релаксационная композиция, краски, кисти, листы для рисования.
1.
Психолог сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит
работать с фантастическими образами, и просит сесть поудобней. При желании
можно закрыть глаза. Требовать закрывать глаза при проведении
медитаций-визуализаций, совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно
вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. В кроме того, у некоторых
участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.
2.
Психолог: «В каждом из нас есть особый мир – уникальный, непохожий на
другие миры. Его можно представить как волшебное Королевство, раскинувшееся на
огромной и разнообразной по ландшафту территории. В этом Королевстве есть
высокие неприступные горы, зеленые долины и густые леса, есть глубокие моря,
наполненные скрытой от глаз жизнью, и луга, изобильно усеянные необычайными
цветами, есть степи и пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И, конечно, на
территории каждого из наших Королевств внутреннего мира есть города и поселки.
В которых живут удивительные создания – не только люди, но и другие существа,
умные и глупые, злые и добрые. Среди жителей Королевства внутреннего мира можно встретить ремесленников и ученых,
волшебников и шутов, воинов и земледельцев. Есть властитель этого Королевства, управляющий
разношерстным населением и живущий в великолепном дворце. Есть преданные слуги
властителя и существа, спрятавшиеся далеко от его зоркого ока и не желающие ему
подчиняться.
Разные события происходят в нашем Королевстве
внутреннего мира – радостные и грустные. Порой веселые, порой трагичные. Ни на
минуту не утихает жизнь на территории Королевства. Даже когда властитель
отдыхает, его вечный оппонент и претендент на трон пытается оказать влияние на
жизнь Королевства.
Границы нашего Королевства внутреннего мира не
являются четко обозначенными, они могут сужаться и расширяться. Иногда наше
Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в
вооруженные конфликты. И как всякие войны, такие конфликты приносят только
бедствия и трудности жителям Королевства.
Каждый из нас – задумывается он об этом или нет –
хочет, чтобы его Королевство внутреннего мира процветало и развивалось, чтобы
поменьше ссор и конфликтов было на границах Королевства и внутри него. Каждый
из нас желает своему Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить, что во
многом это зависит от нас самих…»
Затем происходит рисование участниками своего
Королевства внутреннего мира и обсуждение рисунков. Однако упражнение не
завершается обсуждением, а имеет продолжение.
Ведущий: «На некоторых ваших рисунках присутствуют
различные существа, на других изображений живых существ нет. Я прошу вас
подумать, кто из таких созданий мог бы оказаться среди жителей вашего
Королевства внутреннего мира. Пожалуйста, нарисуйте (или найдите среди уже
нарисованных) одно существо, которое отражало бы какой-либо положительный
аспект, какую-либо позитивную сторону вашего внутреннего мира. Придумайте
названия каждому из этих существ».
После того как задание выполнено, ведущий просит всех
участников назвать тех позитивных и негативных существ, изображения которых появились
на рисунках Королевств.
Дальнейшую работу можно организовать по-разному. В
зависимости от количества участников. Если число участников невелико (до 6
человек), то предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы
только что придуманные персонажи. При этом не обязательно включать в сказку
двух персонажей от каждого. Участник может предложить одного – либо
позитивного, либо негативного. Если группа многочисленна, то можно разбить ее
на подгруппы по 5-6 человек и предложить не просто сочинить сказку, но
инсценировать ее. Время на работу не менее 30 минут.
После того как участники расскажут сочиненную
сказку или представят свои мини-спектакли, организуется обсуждение. Во всех
случаях стоит обсудить следующие вопросы:
- какие образы родились у вас во время
фантазирования на тему «Королевство внутреннего мира»?
- что неожиданного вы увидели в своем Королевстве?
- можете ли вы сказать, что символизировали
придуманные вами существа, которые отражали негативные и позитивные аспекты
вашего внутреннего мира?
- как проявили себя эти существа в созданных вами
сказках?
- трудно ли вам было объединить своих существ из
Королевства внутреннего мира в едином сюжете сказки?
- как вы справились с этими трудностями?
- какие чувства вы сейчас переживаете?
- что бы вы хотели сделать с этими существами? Если
желание явное и сильное – сделайте это!
- какие ощущения испытываете сейчас?